Celebration
 

И правда, это же действительно был невероятный праздник. Радость от встречи с друзьями, от знакомств с новыми людьми, от веселья и смеха. Ещё бы, столько впечатлений всего за один день. А главным поводом, причиной и украшением нашей встречи стал концерт Криса Нормана в московском клубе Б1 Maximum. А для милых дам, и вовсе в тот день просто случилось 8 Марта…

Жаль, нечасто Крис радует своих российских поклонников своими визитами. А украинских – и того реже. Но тем и ценнее они становятся, тем ярче наши впечатления и эмоции. И было бы очень обидно, если бы по каким-либо причинам не получилось бы попасть на этот замечательный концерт.

Но в итоге всё удалось. А теперь прошло уже столько дней, а впечатления так и не притупились до сих пор. И, ох, как не просто рассказывать обо всём спокойно и “правильно”…

Скажу сразу, что место проведения концерта было выбрано идеально. Большущий просторный клуб. Говорят, чуть ли не самая большая подобная площадка в Москве. Ну и правильно, а где бы ещё смогли собраться все желающие посетить это мероприятие. Большому, как говорится, кораблю… Ну а в Кремле Крис уже выступал…

Большинство преданных поклонников заполнили данс-холл. Но для тех, кто собирался покушать, клуб тоже предоставил такую возможность. И тем, кто предпочёл созерцать происходящее с высоты балконов, также всё было прекрасно видно и слышно. По бокам от сцены были установлены большие экраны. А звук в любой точке зала был просто превосходным. Он не убивал возле самой сцены и в то же время не терялся даже в глубине зала возле барной стойки. Проверено лично…

К сожалению, я всего лишь совсем недавно (может, год-полтора назад) открыл для себя все прелести данс-партера. Как-то купив билеты в самый дорогой сектор киевского Дворца спорта на концерт одной очень знаменитой группы, сидел я там, сидел – а потом что-то меня вдруг дёрнуло спуститься вниз. Вы даже не представляете, какая же это была разница в лучшую сторону! Какая энергетика, какой драйв, какое ощущение непосредственной причастности к действу концерта. Единственное, о чём я пожалел тогда, было то, что я не сделал этого в самом начале. Теперь то уж – не проведёшь…

А вот и главный герой.

Нет никаких причин сомневаться – сейчас, как обычно, он подарит нам всем настоящий праздник. Подарит свой голос, свои чудесные песни, своё неподдельно доброе отношение ко всем заждавшимся его поклонникам. Без остатка, до последней капли, подарит всё, что только можно подарить за каких-то полтора часа концерта. Ловлю себя на слове. Откуда у меня взялось это “как обычно”? Я ведь всего второй раз вижу его живое выступление. Но так ведь оно и есть – я не ошибаюсь.

Ещё с того памятного майского концерта 2006 года я понял для себя одну вещь – Крис для меня в первую и главную очередь – это великий АРТИСТ. И что бы из старого или нового он не исполнял со сцены, что бы он ни делал или не говорил с этих подмостков – для меня это будет только подтверждением того, что он великий АРТИСТ.

Поэтому, всё-таки именно “как обычно” в этот вечер мы увидели его в превосходной форме, в прекрасном настроении, услышали потрясающе исполненную музыку. И главное – голос! Тот самый, родной…

Концерт был выстроен мастерски. Крис сразу же завоевал аудиторию исполнением трёх главных боевиков Smokie. “I’ll Meet You At Midnight”, “Needles And Pins”, “Lay Back In The Arms Of Someone”. Всё – публика теперь в плену.

Далее мы могли насладиться всеми остальными подарками, которые он нам приготовил в тот вечер. Было ещё много старых любимых песен Smokie, были вещи из сольных работ. Изюминкой концерта стал акустический сет, где были исполнены “If You Think You Know How To Love Me”, “Baby It’s You”, “Mexican Girl”, “Living Next Door To Alice”. А накал страстей пришёлся на “The Growing Years Meddley”. Гром и молнии! Я, правда, с нетерпением ждал ещё и зеппелиновский “Rock’n’Roll”, но прогремевшая вместо него “My Sharona” с лихвой компенсировала его отсутствие.

Из сольных работ больше всего меня зацепило исполнение “Lost In Flight”. Какая вещь! Как спето и сыграно! Огромный респект Chris Norman Band. Здесь они все дружно проявили себя на 100 баллов по пятибалльной шкале.

Самое время сказать с благодарностью о тех людях, которые совместно с Маэстро дарили нам этот праздник музыки. Chris Norman Band замечательно сыграли свою роль. Нас окружала настоящая стена безупречно сыгранной музыки и сценического действа. Им всем вместе удалось создать настолько позитивную атмосферу на сцене, какую только можно себе представить. Всё это время с лица Мартины просто не сходила улыбка. Парни Джефф, Аксел и Дорино выдавали рок и даже временами хард высочайшей пробы. При всём приличествующем моменту сценическим антуражем.

   

   

А Шэннон! Оооо! Она настоящая жемчужина группы. Дуэт “Stumblin’ In” можно вообще рассматривать как отдельный спектакль. Настоящее шоу! Она лично внесла неимоверно большой вклад в общее впечатление о концерте. Ну просто Princess The Swan…

Звук в зале, как уже упоминалось, был великолепный. А вот со светом, кажется, несколько поскромничали. Возможно, намеренно. Но инструменты Маэстро – просто класс! Постоянный верный спутник многих лет – Jaydee Hooligan. И две акустические гитары: 6-струнный Maton и 12-струнный Taylor. Честно скажу, я просто балдел от их звучания…

Возвращаясь к песням – ещё я был очень приятно удивлён и обрадован тем, как была сыграна “Midnight Lady”. Настоящий slow rock. Если бы она была так же записана в 1986-м, я бы точно в неё влюбился ещё тогда. В силу её колоссальной популярности, Крис до сих пор не может не петь её на концертах. Но с годами с неё всё больше слетает тот характерный боленовский глянец. И, глядишь, скоро его совсем не останется. Лично меня это не может не радовать.

“Turn Right, Turn Wrong” – песня, от которой просто всё переворачивается внутри. Вот он – Норман композитор и Норман певец…

Главный подарок, нет, просто настоящий VIP подарок российской публике – “What Can I Do”. Настолько щедрое и так ценимое проявление уважения к нам. Настолько же трогательное проявление дружбы и признательности к старому другу Алану Силсону – автору песни. Крис дважды с благодарностью упомянул его, когда говорил, что эту песню Алана он специально исполняет только в России. И в этот раз нам довелось услышать не только первый куплет, а весь этот шедевр целиком. Как здорово, что группа Криса её разучила. Нет, там не было близкого сходства с оригиналом, там не было длинного гитарного соло. Там не могло быть всех тех неповторимых, рвущих душу нюансов авторского исполнения. Но там было исполнение Криса, в которое он искренне вложил весь свой талант и свою душу. Спасибо ему за это…

Впрочем, и все остальные смоковские песни Крис уже поёт “по-своему”. Не как бывший участник Smokie, а как сольный певец Крис Норман, включающий эти номера в свой репертуар. Все три ныне действующие группы бывших участников Smokie исполняют старые хиты. И кто-то стремится и старается быть близким к оригинальным версиям, кто-то нет. У кого-то больше получается фирменный “Smokie sound”, у кого-то меньше. Не хотелось бы чересчур развивать здесь эту тему, поскольку все рассуждения об этом рискуют быть слишком субъективными… В данном случае речь именно о Крисе. Как правило, самым показательным для меня является исполнение “If You Think You Know How To Love Me”. Пример прост. Сама песня, казалось бы, и не сложная. Но при этом невероятно красивая, можно даже сказать – совершенная. Она просто пронизана тем первозданным духом Smokie 70-х. Кроме того, она была самым первым великим хитом группы и поэтому тоже до сих пор особо дорога им всем. Правильно, было бы абсолютно глупо ожидать в наше время услышать её на концерте в том самом саунде, который в 75-м был положен на винил. Но, что до Криса, то он меняет её звучание сознательно. По-другому звучат инструментальные партии, а тем более, бэк-вокал. По-другому он поёт её сам. Мы слышим совершенно другие акценты в его голосе. Явные и не очень. Как будто он сейчас хочет сказать что-то ещё этой песней, что-то новое, не высказанное тогда, в 75-м. Но сделано это настолько тонко и талантливо, что, как ни странно, на самый главный вопрос – а сохранён ли при этом в песне тот самый дух Smokie – ответ будет положительным. АРТИСТ!

Особо хочу отметить исполненную на бис “Oh Carol”. Это был апогей концерта, его кульминация. Такое забойное и разухабистое исполнение, что, несомненно, именно такими номерами и стоит заканчивать выступления. Это когда и у артистов и у публики все эмоции уже накалены до бела, взрываются как вулкан и бьют через край. И когда музыканты вышли к краю сцены с прощальным поклоном, было видно – они довольны. Уставшие, счастливые и довольные. Так же, как и мы. Всё – точка!

Хотя те, у кого нервы покрепче, наверное, просили бы продолжения. А таких нас там было большинство…


* * * * *

Если говорить словами известной песни – “добился таки своего…”. Или есть ещё такое выражение “доигрался жук на скрипке”. Это я о том, как я фотографировал во время концерта. Если кто-то читал мою заметку о кремлёвском концерте Криса в 2006 году, то он может помнить о том, как недовольны были кремлёвские секьюрити моими попытками фотосъёмки. А в нынешнем случае мне таки пришлось пообщаться с местными блюстителями порядка. Общение происходило на их территории. И длилось всего три или четыре минуты. Но началось оно в период акустического сета, как раз, когда Крису вынесли красный 12-струнный Taylor. А закончилось вместе с финальным аккордом “Алисы”. Ну что ты будешь делать – и смех и грех… Снимали все кому ни лень, но ребятам почему-то показалось, что именно моя камера была несколько больше “обычных” размеров. Что ж, порядок есть порядок. У них ведь своя работа, а у нас свои цели. И каковыми бы он ни были – но уж точно, не коммерческими.

Для всех ведь делалось. И многое из отснятого послужило мне просто настоящей наградой за пропущенную “Алису”. Некоторые кадры получились настолько удачными с любой точки зрения фотографического качества, что можно хоть плакаты печатать. И, поверьте, это не автодифирамбы. Ведь каждый новый снимок, даже если он сделан сразу вслед за предыдущим, открывает в себе, всего в одном мгновении, целый новый и неповторимый мир артиста. Здесь мимика и жесты. Переживания, эмоции и страсти. Общение с группой и с залом. Застывшая на мгновение сама суть артиста и его музыки… И если тот, кто делая кадр вкладывает в него душу, то он сможет сказать этим кадром ровно столько, сколько говорит своей музыкой и своей душой сам артист.

И скажите, разве не приятно ли самому артисту, когда поклонники просят поставить его автограф не на журнальном снимке профессионального фоторепортёра, а на фотографии, сделанной собственноручно? Или не приятно ему будет, если ему такую фотографию просто искренне подарят? Просто профессионал, если он сам не является поклонником, такого снимка не сделает никогда. Поэтому, повторюсь – я действительно считаю все удавшиеся кадры настоящей наградой…

  
  

Ну и последнее. Как же можно не вспомнить ещё одно, не менее важное, событие, имевшее место всё в тот же день.

Ещё до концерта состоялась непродолжительная встреча с Крисом и некоторыми участниками его группы. Снова скажу, что “как обычно”, Маэстро был весьма приветлив, учтив и внимателен ко всем участникам этой встречи. Он просто искрился добротой и обаянием. Мы тоже, как смогли, постарались его порадовать. Короткая беседа, шутки, приветы, подарки. Ну какой же праздник без подарков? Можете только представить себе, каким настроением мы все оказались заряжены перед концертом! Жаль только, что именно с Шэннон встретиться и не удалось.

А ещё у меня теперь появился последний, четвёртый, ранее не достающий автограф на обложке диска с песнями Kindness! Это теперь станет, пожалуй, главной гордостью всей коллекции.

Искренне признателен всем людям, с которыми довелось разделить радость встреч и общения в тот день. Ещё увидимся!

А праздник – что ж, он как говорится, удался.

Когда теперь следующий? Будем ждать… ;-)

 
 © DK67, Чернигов (Украина), 21.03.2008
 © www.chris-norman.ru